Конечно, основным новшеством является более высокая эффективность архитектуры Maxwell, которую мы наблюдаем у настольных видеокарт GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970. Но эффективность зависит от нескольких условий. А именно, от тактовой частоты, напряжения и тепловыделения, и должный баланс NVIDIA обычно соблюдает только у эталонных видеокарт. Как показал наш тест трёх моделей GeForce GTX 980. производители относительно свободны в усилении нужных им характеристик. Хотя сама NVIDIA указывает тепловой пакет 165 Вт, производители увеличивают его до 178-300 Вт, чтобы выжать больше производительности.
Подобный сценарий вряд ли возможен в случае мобильных видеокарт GeForce GTX 980M и GeForce GTX 970M. Здесь NVIDIA вплотную работает с производителями ноутбуков, чтобы достичь самой высокой производительности, но при этом обеспечить приличную мобильность и достаточное охлаждение. Хотя каждый дизайн может отличаться. Некоторые базовые параметры задать можно, но производительность и другие характеристики будут зависеть от многих факторов, в том числе и от системы охлаждения. Поэтому от NVIDIA и производителей ноутбуков можно ожидать некоторого разброса характеристик новых видеокарт.
Сравнение NVIDIA GeForce GTX 980M и GTX 970M
GeForce GTX 880M
GeForce GTX 870M
Мы уже подробно рассматривали архитектуру Maxwell второго поколения в нашем обзоре GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970. где вы найдете подробную информацию об архитектурных изменениях и новых функциях. Там мы разобрали структуру новых потоковых мультипроцессоров Maxwell (SMM) и другие детали. К сожалению, NVIDIA неохотно рассказывает о реальных улучшениях, которые привели к столь значительному увеличению эффективности Maxwell по сравнению с Kepler и, особенно, Fermi. Вероятно, важным шагом стала оптимизация нагрузки на потоковые процессоры.
Для мобильных видеокарт NVIDIA предлагает две конфигурации. У GeForce GTX 980M мы получаем 1.536 потоковых процессора, у которых тактовая частота составляет 1.038 МГц. Производители ноутбуков могут совместно с NVIDIA выставлять частоту Boost – в зависимости от используемой системы охлаждения. 1.536 потоковых процессора объединены в 12 мультипроцессоров SMM, каждый содержит 128 потоковых процессора. На каждый SMM выделено восемь текстурных блоков, то есть мы получаем 12 x 8 = 92 TMU. Интерфейс памяти 256-битный, к нему подключено 32 конвейера растровых операций (ROP). Но и здесь NVIDIA существенно увеличила пропускную способность памяти у "всего" 256-битного интерфейса, что мы уже рассматривали в обзоре настольных видеокарт Maxwell. Причина кроется в сжатии информации без потерь. GeForce GTX 980M может работать с памятью ёмкостью до 8192 Мбайт и частотой до 1250 МГц, пропускная способность составляет 160 Гбайт/с.
У GeForce GTX 970M число потоковых процессоров составляет 1.280, базовая тактовая частота – 924 МГц. Максимальная частота Boost определяется производителем ноутбука совместно с NVIDIA, исходят из системы охлаждения или конфигурации. 1.280 потоковых процессоров дополняются 80 текстурными блоками и 32 ROP. Как и в случае GeForce GTX 980M, потоковые процессоры организованы в SMM (10 x 128 = 1.280 потоковых процессоров, 10 x 8 = 80 текстурных блоков), которых здесь меньшее количество, но ширина шины памяти прежняя. У GeForce GTX 970M тоже возможна установка до 8.196 Мбайт, хотя NVIDIA наверняка ограничит объём более разумным уровнем 4.096 Мбайт, частота работы памяти составляет 1.250 МГц, пропускная способность в результате получается 160 Гбайт/с.
Видеокарты GeForce GTX 980M и GeForce GTX 970M можно усиливать второй идентичной моделью, так что производители ноутбуков Dell, MSI, Gigabyte или Clevo наверняка скоро представят свои модели SLI.
NVIDIA GeForce GTX 980M и GTX 970M на архитектуре Maxwell
С новыми GPU Maxwell для ноутбуков NVIDIA обещает закрыть зазор по производительности между настольными системами и ноутбуками. Впрочем, это обещание AMD и NVIDIA дают уже не в первый раз, мы вновь и вновь сталкиваемся с лозунгом "производительность уровня настольного ПК", но сегодня он стал довольно близок к реальности. У архитектуры Fermi для ноутбуков производительность составляла всего около 40 процентов от мощных настольных вариантов, у Kepler она поднялась до уровня 60 процентов, а для GeForce GTX 980M можно говорить об 80 процентах производительности от GeForce GTX 980.
NVIDIA GeForce GTX 980M и GTX 970M на архитектуре Maxwell
Даже мобильные GPU Maxwell поддерживают динамическое суперазрешение (Dynamic Super Resolution, DSR), оно играет важную роль. NVIDIA желает приукрасить даже старые игры, поэтому компания интегрировала в драйвер метод даунсемплинга для менее требовательных игр. Кроме того, не стоит забывать, что многие игровые ноутбуки оснащены дисплеями не выше Full-HD, но современные GPU способны выдавать плавню игру в более высоких разрешениях. Некоторые производители выпускают игровые ноутбуки с панелями более высокого разрешения, но они обычно стоят дороже сравнимых моделей Full-HD.
Принцип работы DSR и все преимущества и недостатки мы уже подробно описали в нашем оригинальном обзоре архитектуры Maxwell второго поколения. Также к новым GPU позднее будет добавлен новый метод мультикадрового сглаживания (Multiframe Sampled Antialiasing, MFAA). В нём NVIDIA использовала ряд механизмов, которые будут хорошо работать на новой архитектуре Maxwell. Для подробностей мы вновь рекомендуем обратиться к нашему обзору. Также в разработке находятся игры, которые будут использовать глобальное воксельное освещение VXGI NVIDIA (Voxel Global Illumination). В Dev Kit Unreal Engine 4 уже содержатся соответствующие функции – но игры появятся не раньше конца следующего года. Видеокарты GeForce GTX 980M и GTX 970M по производительности и аппаратным требованиям вполне способны справиться с VXGI.