С каждым годом видеоигры становятся всё более популярными среди подрастающего поколения. Неудивительно, что многие родители задумываются о влиянии этого времяпрепровождения на развитие и психическое здоровье детей. Сколько времени ребёнку можно проводить за приставкой? Чего больше: пользы или вреда от видеоигр?
По данным различных источников, около 90 % современных детей и подростков играют в видеоигры. Впервые они появились в 1970-х годах, сейчас же практически в каждом доме можно найти приставки и игры различных жанров: развивающие, спортивные, экшен и приключения. Обширные исследования, изучавшие их влияние на человеческую психику, показали, что есть и положительные, и отрицательные последствия – в зависимости от того, играют ли дети в соответствующие возрасту игры и сколько времени они проводят за приставкой.
Давайте рассмотрим возможные преимущества и недостатки видеоигр, а также узнаем, как родители могут использовать этот вид развлечения для дисциплины ребёнка.
Отрицательное влияние видеоигр
Часы, проведенные неподвижно за игровой приставкой, могут увеличить риск ожирения, нарушения сна, головных болей, сухости в глазах, а также нарушения осанки. Другие последствия для здоровья включают высокое артериальное давление, учащение пульса и психомоторное возбуждение.
Зарубежные исследования показывают определённую связь между агрессивными действиями игроков и их поведением в реальной жизни.
Несколько игровых часов в день могут привести к импульсивному поведению и проблемам со вниманием у ребёнка, что в свою очередь означает трудности с достижением поставленной цели.
В некоторых случаях пристрастие к играм может превратиться в настоящую зависимость: дети забывают поесть, не хотят идти в школу или даже не отходят от игровой приставки. Не так давно СМИ сообщали, что корейский студент умер после непрерывной 12-часовой игры.
Дети могут перепутать реальную жизнь с игрой. Например, они могут подумать, что кража автомобилей – это нормально, а преследование полицией – даже забавно. А если положительные герои курят или употребляют алкоголь, ребёнок, возможно, захочет им подражать.
Взаимодействие со сверстниками является важнейшей частью развития в детском возрасте, так как задаёт основу для будущей социализации. Однако видеоигры зачастую увлекательнее общения с приятелями, поэтому те отходят на второй план.
Положительное влияние видеоигр
Некоторые развлекательные приложения помогают детям развивать координацию рук и глаз. В них ребёнок должен в определенное время нажать кнопку, что хорошо тренирует ловкость и двигательные рефлексы.
Игры с участием нескольких игроков поощряют детей к совместной работе для достижения цели. Они учатся прислушиваться к идеям других, обсуждать планы с остальными участниками и распределять задачи на основании умений.
Во многих приложениях требуется решение различных головоломок для перехода на следующий уровень. Это может помочь развивать навыки решения проблем, что потом можно применить и в реальной жизни.
Образовательные видеоигры предлагают учиться легко и с удовольствием. Особенно это касается детей с аутизмом, которым сложно проходить обучение в обычных школах.
Как ни странно, но некоторые специалисты считают, что игры могут выступать в качестве «громоотвода» для сдерживаемой агрессии и разочарования.
Ученые из Окфордского университета утверждают, что дети, которые проводят за приставкой не более часа в день, общительнее и спокойнее, чем те, которые не играют вообще.
Как видеоигры могут стать полезными для воспитания
1. Сделайте игру привилегией. Все исследования говорят о том, что негативные эффекты возникают только тогда, когда ребёнок играет слишком много. Вот почему первое правило должно заключаться в том, чтобы сделать видеоигру (компьютер, просмотр телевизора) привилегией. Если он хочет играть, пусть сначала заслужит. Например, помоет посуду или вынесет мусор.
2. Пусть ребёнок играет в группе. Выбирайте игры для двух игроков или более. Ваш сын может играть с вами, друзьями, братьями или сёстрами. Подростки могут играть в многопользовательские ролевые онлайн-игры, где есть возможность взаимодействия с другими игроками через чат.
3. Переводите интерес на другие занятия. В зависимости от игровых предпочтений предлагайте другие занимательные вещи: книги по истории, фэнтези, спортивные игры, общение со сверстниками.
Как выбирать видеоигры для детей
- Проверьте рейтинг игры, прежде чем её купить или позволить вашему ребёнку в неё играть.
- Обратите внимание на название и обложку. Если есть возможность, ознакомьтесь с игрой или прочитайте отзывы в Интернете.
- Подумайте, какие приложения подходят для вашего ребёнка. Хронологический возраст не обязательно является показателем зрелости.
- Выбирайте игры, которые требуют от пользователей выработки стратегий и принятия решений, а не убийства и воровство.
- Предпочтение отдайте приложениям для нескольких игроков, чтобы улучшить социализацию ребёнка.
- Соблюдайте количество времени, которое ребёнок проводит за приставкой. Помните, что оно не должно превышать больше часа в день.
Позитивное и негативное влияние видеоигр делает их обоюдоострым мечом. Родителям нужно следить, чтобы ребёнок не пристрастился к играм, проводил больше времени за чтением книг, занятием спортом и общением с друзьями, а также приложить усилия, чтобы сохранить равновесие и извлечь всё лучшее, что есть в этом виде развлечения.