В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Алексеевич Гагарин
Все началось на космодроме Байконур. рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат Восток-1», с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «,Восток-1», совершил успешную посадку в Саратовской области.
Создание корабля Восток-1
За два года до исторического полета, на уровне Правительства СССР было принято не менее важное для истории решение о создании пилотируемого комплекса Восток. Инициатором этого проекта был Д.Ф. Устинов, занимавший на тот момент должность зам. Председателя СМ СССР и по совместительству главы Комиссии по военным и промышленным вопросам при Совете Министров.
Это был серьезный шаг, целью которого ставилось продвижение СССР в лидеры космической гонки. Ввиду сжатых сроков по многим вопросам в ходе создания аппарата Восток-1 принимались поспешные решения. Так, была упразднена аварийная система спасения на старте, система мягкой посадки, исключили и дублирующие тормоза. Система жизнеобеспечения на борту корабля рассчитывалась всего на 10 суток. Объяснялось это тем, что Восток запускается на относительно невысокую орбиту (до 200 км), с которой он в любом случае сойдет за указанный период времени за счет естественного торможения о слои атмосферы.
Конструктивные особенности аппарата Восток-1
Что касается параметров самого аппарата, его масса начитывает около 4,725 тонн, а максимальный диаметр почти 2,5 м. Иллюминатор выполнен из кварцевого стекла, созданного по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе городка Гусь-Хрустальный.
Двигатель летательного аппарата Восток-1 произведен в Воронежском Конструкторском Бюро химавтоматики. В его конструкции использованы элементы РД-0105, первого в мире двигателя, запущенного в космическом пространстве.
Кроме внутреннего наполнения космического корабля, важную роль играло и наземное оборудование, отвечающее за техническое обслуживание и непосредственно запуск аппаратаВосток-1 в космос. За его производство отвечал машиностроительный завод города Новокраматорск.
Роль космонавта в первом полете
В ходе первого космического полета с человеком на борту роль космонавта была, скорее, пассивной, он, по сути, являлся пассажиром корабля, управляющего автоматическими системами. Была создана специальная система двусторонней радиосвязи между космонавтом и наземной станцией. Состояние пилота космической станции постоянно находилось под наблюдение специалистов при помощи радиотелеметрических и телевизионных приборов.
Тем не менее, система переключения на ручное управление в корабле была предусмотрена. У психологов были серьезные опасения относительно общего состояния и поведения человека в условиях длительного нахождения в состоянии невесомости. Теоретически, космонавт мог отключить автоматику и совершить любые непредвиденные действия. Поэтому ручная система могла быть включена только после ввода специального кода, спрятанного в запечатанном конверте. Все было продумано так, чтобы только человек в адекватном состоянии мог прочитать код и взять на себя управление кораблем. Тем не менее, Гагарину секретный код сообщили накануне полета.