История игровых консолей началась почти четыре десятилетия назад — в 1972 году. Под катом вы найдете подробный рассказ об устройствах, ставших первыми предками современных PlayStation 3 и Xbox 360, проиллюстрированный рекламными роликами той поры и современными видео-обзорами.
Это рекламный ролик Magnavox Odyssey — самой первой в мире телевизионной игровой приставки. Работу над ней Ральф Баер (Ralph Baer), инженер компании Sanders Associates, начал еще в 1966 году. Созданное им устройство использовало так называемую «диодно-транзисторную логику» — никаких микропроцессоров и чипов, только диоды, транзисторы и резисторы. Тем не менее, новинка, которую сам Баер назвал «коричневая коробка»(Brown Box) могла выводить на экран телевизора три точки и двумя точками могли управлять игроки! Предельно просто, но раньше никто ничего подобного не делал. Устройство было готово к 1968 году, в том же году Баер запатентовал свое изобретение. Теперь оставалось только найти тех, кто купит это устройство и запустит его в серийное производство.
Ральф Баер в этом ролике рассказывает о своем великом изобретении. Журналисты потом окрестили Баера «Томасом Эдисоном видеоигр». Создав первую в мире игровую консоль, он был уверен, что с покупателями никаких проблем не будет. Но покупателей Баеру пришлось искать долго. В конце концов, ему удалось заинтересовать «коричневой коробкой» руководство нью-йоркской компании Magnavox — производителя телевизоров и бытовой техники. Доведением проекта до ума занимались инженеры уже этой компании. И в августе 1972 года первая в мире домашняя игровая консоль, наконец, поступила в продажу.
Перед вами небольшой современный документальный фильм о самой первой игровой консоли. Как мы уже говорили, графики как таковой у Magnavox Odyssey не было (три пикселя и вертикальную черту, разделяющую экран, сложно назвать графикой). Но проблема решалась просто — «графика» представляла собой накладки из прозрачного пластика, которые пользователь сам закреплял на экране телевизора (были два вида таких накладок — под телевизоры с диагональю 18 и 23 дюйма). Носителем информации в первой консоли были прообразы более поздних картриджей — текстолитовые карточки все с теми же транзисторами и перемычками между ними. Всего для этой консоли были выпущены 11 картриджей с 28 играми — они представляли собой в основном вариации на тему тенниса, понга и гольфа (но в их числе были игры. построенные по принципу «найди выход из лабиринта» и даже азартные игры). Существовали даже легенды о таинственном 12-ом картридже — игре для Magnavox Odyssey, которую никто никогда в глаза не видел. Комплект из консоли, шести игр и набора накладок стоил всего 100 долларов.
Подсчитывать и записывать очки первая в мире консоль не умела, так что к услугам игроков были и такие аксессуары, как разного рода пластиковые фишки и листы для ведения счета. Кроме того, для первой в мире игровой консоли все тот же Баер разработал первый в мире световой пистолет.
Первый Magnavox Odyssey с 1972 по 1975 год разошелся по миру тиражом 350 тысяч экземпляров (есть данные о том, что эти приставки поставлялись и в нашу страну). В 1975 году в продаже появился Magnavox Odyssey 100 — консоль на чипе от компании Texas Instruments. Кстати, в том же 1975 году оригинальный Odyssey начала продавать на территории Японии компания Nintendo. А затем до 1978 года была выпущена целая серия консолей Odyssey. Вот, например, реклама одного из наследников Magnavox Odyssey — Magnavox Odyssey 2:
Но Magnavox Odyssey и его наследники недолго были монополистами на новорожденном рынке домашних игровых консолей.
Это реклама Atari Pong — наверное, самой популярной консоли семидесятых. Эту консоль создала компания, основанная Ноланом Бушнелом (Nolan Bushnell) в 1972 году. Эта компания начала с игрового автомата Computer Space, не имевшего особого успеха. В мае 1972 года Нолан увидел демонстрацию игры, напоминающей теннис на Magnavox Odyssey. И тут же решил сделать, что-нибудь похожее. К ноябрю 1972 года был готов знаменитый Pong. В 1973 году сотруднику Atari Гарольду Ли (Harold Lee) пришла в голову идея создать домашнюю версию автомата, почти моментального ставшего настоящим хитом.
Это игровой процесс самой культовой игры семидесятых. Реализовать Pong не на громоздком автомате, а на миниатюрной домашней консоли, оказалось не так уж сложно — к концу 1974 года домашний Pong был готов. Первоначально консоль продавалась под торговой маркой Tele-Games, принадлежащей компании Sears. Но высокие продажи (150 тысяч консолей только за Рождество 1975 года) заставили Atari начать продажи новых модификаций консоли уже под собственной торговой маркой. Выпуск Pong был прекращен только в 1977 году, когда на рынке появилась Atari 2600 — консоль нового поколения.
Разумеется, Magnavox не оставила без внимания знаменитый Pong — слишком уж эта игра похожа на Tennis с Odyssey. Итогом долгого судебного разбирательство стало то, что Atari пришлось заплатить Magnavox 700 тысяч долларов за лицензию.
Вскоре на рынке консолей появился и третий игрок. Вот рекламный ролик Coleco Telstar — третьей по счету игровой консоли первого поколения:
История этой консоли началась с того, что два инженера шотландского отделения американской компании General Instruments создали игровой чип AY-3-8500. Этот чип позволял запускать сразу шесть игр с разными уровнями сложностями. Чипом заинтересовалась американская компания Coleco и сделало этот чип основой своих консолей Telstar.
С 1976 по 1978 год компания выпустила целых 15 модификаций этой консоли, которые отличались друг от друга набором встроенных игр и комплектацией (кроме того, часть консолей поддерживала цветное изображение, а часть — нет). Большая часть игр представляла собой вариации на тему все того же Pong.
На этом история первого поколения домашних игровых консолей заканчивается. Да, были еще и клоны Magnavox Odyssey и Pong, но о них мы рассказывать не будем — клоны намного менее интересны, чем оригиналы. К концу семидесятых бесчисленные клоны Pong успели надоесть игрокам, объем продаж резко упал, и в 1980 году компания Coleco оказалась на грани банкротства. Однако в 1982 году Coleco снова вступила в бой за игровой рынок, выпустив ColecoVision, консоль следующего поколения, графика на которой ничем не уступала игровым автоматам той поры.
Второе поколение консолей, о котором мы поговорим чуть позже, лидирует по количеству разработанных игровых систем. Такое изобилие стало причиной первого кризиса индустрии видеоигр 1983 года. Но, как говорили классики, это уже совсем другая история.