Можно подумать, что корабли с дистанционным управлением – это прерогатива компаний по производству игрушек. Но это не так. Скоро моря и океаны будут бороздить суда без экипажа, управляемые береговыми капитанами с виртуального мостика. Причем одновременно можно будет управлять десятками таких кораблей.
Это не только позволит существенно сократить эксплуатационные расходы, но также повысить эффективность и безопасность мореплавания. Корабли без экипажа на борту смогут противостоять пиратам, например, путем атаки противника слезоточивым газом, не нанося при этом никакого вреда для груза.
По словам руководителя инноваций компании Rolls-Royce Marine Оскара Левандера, самоходные корабли будут обходиться на 10-30 процентов дешевле в эксплуатации. Полная автоматизация судов исключит необходимость использования систем обработки и удаления нечистот и отбросов. Это в свою очередь приведет к снижению массы и уменьшению потребления топлива, рассказал он в интервью газете Financial Times.
Исследовательский проект по созданию самоуправляемых кораблей называется Munin. Деньги на финансирование дает Европейская комиссия. Согласно статистике, три четверти морских инцидентов происходит по вине человека, большей частью из-за усталости экипажа. Полная автоматизация судоходства позволит избежать этих проблем.
Стоит отметить, что технология уже существует и применяется при проведении военных, поисково-спасательных операций и изыскательных работ на воде. Однако для полной автоматизации судоходства еще далеко. Хотя бы потому, что требуется урегулирование всех необходимых правовых вопросов. А это может занять годы.