В рамках прямо-таки скоростного трехдневного исследования, финансирование на которое было собрано с помощью краудсорсинговых ресурсов, команда астрономов постаралась найти следы таинственной Девятой планеты нашей Солнечной системы и на удивление обнаружила четыре подходящих кандидата на эту роль.

«Охота» за Девятой планетой велась в рамках научно-гражданского проекта Zooniverse. Более того, вся научная работа проводилась и транслировалась в режиме реального времени с помощью сервиса BBC Stargazing Live. Сам проект протекал в стенах Обсерватории Сайдинг-Спринг, принадлежащей Австралийскому национальному университету (ANU).

В общей сложности в исследовании приняло участие более 60 000 человек со всего света. В конечном итоге работа позволила не только выделить четырех потенциальных кандидатов на роль Девятой планеты, но также и помогла классифицировать более четырех миллионов других космических объектов, находящихся внутри нашей Солнечной системы. Для своей работы участники проекта использовали данные, получаемые с телескопа SkyMapper обсерватории Сайдинг-Спринг.

Руководил проектом исследователь Брэд Такер из Австралийского национального университета. Что интересно, команда исследователей согласилась на любые проверки ценности данного исследования со стороны других научных групп в случае, если окажется, что один из этих четырех кандидатов будет принят в качестве той самой Девятой планеты, о которой говорит все астрономическое сообщество вот уже в течение года.

Еще одним интересным моментом, который стоит отметить является то, что среди ученых, поддержавших настрой исследователей из ANU был и Майк Браун из Калтеха.

«Я просто хотел сказать, что вы, ребята, реально крутые. Мы тут просто сума сойдем, если вы ее действительно найдете», — написал Браун на своей страничке в «Твиттере», обращаясь к Брэду Такеру.

В 2016 году Браун и его коллега Константин Батыгин обнаружили, что орбиты нескольких различных объектов пояса Койпера подверглись гравитационному воздействию некоего массивного тела. Это стало первым непрямым доказательством того, что в нашей системе, далеко за орбитой Плутона может находится весьма крупная, размером с Нептун, ранее невиданная планета. Однако фактический поиск и наблюдение за ней затруднены рядом факторов. И одним из этих факторов является то, что этот объект может быть в тысячу раз быть тусклее Плутона. Поэтому дальнейшая задача для исследователей заключалась в том, чтобы ознакомиться со старыми и уже собранными данными и провести новые наблюдения.

В итоге краудсорсинговый проект пришел к следующему:

«Благодаря помощи десятков тысяч независимых волонтеров, проанализировавших сотни тысяч изображений, полученных с помощью телескопа SkyMapper мы смогли провести по объему четырехлетнее исследование всего за три дня», — говорит Такер.

«Один из этих волонтеров, Тоби Робертс, провел 12 000 различных классификаций!»

Команда из ANU продолжит свое исследование и постарается подтвердить, является ли один из четырех отобранных ими объектов на самом деле Девятой планетой. В то же время они просят людей продолжать следить за проектом Zooniverse и уж если не финансово, то морально поддержать исследователей. В целом подобный «эксперимент» доказывает, что можно добиться очень многих вещей, если вы можете собрать множество ученых (и просто людей, любящих науку) вместе.

Новые технологии, вроде глубинного обучения и инструменты, вроде космического телескопа имени Джеймса Уэбба смогут сделать подобные исследования очень простыми и быстрыми, однако сейчас, если хочешь прийти к быстрым результатам, требуется задействовать всех неравнодушных.